Поиск по этому блогу

воскресенье, 17 января 2010 г.

Помощь при творческих кризисах

Этой записью я начинаю цикл переводных статей с сайта Overcoming Laziness.


Помощь при творческих кризисах.
Как профессионального писателя, меня бессчетное число раз одолевали творческие кризисы (writer's block), и приходилось с ними бороться -- пока я не открыл для себя четыре решения этой проблемы, о которых сейчас вам и расскажу.

Почему их четыре? Потому что творческие кризисы имеют больше одной причины (а было бы такхорошо, существуй универсальная пилюля на все случаи). Это комплексная проблема и факторов у нее много.

К тому же, это проблема такого рода, что вам приходится бороться с ней в одиночку: другие люди могут вас просто не понимать. Вы видите людей, менее способных, чем вы, и менее мотивированных, но которые при этом с такими проблемами вовсе не сталкивались. С другой стороны, однако, видите и людей вашего уровня, или даже выше (ученых, к примеру), которые также не имеют таких проблем!

Творческие кризисы смущают вас, потому что, когда вы сидите, вперив взгляд в пустой лист и не делая больше ничего, трудно удержаться от мысли, что это просто вы такой чудак (а то и просто писать не умеете). Может, в таком случае, бросить все к черту?

Нет! Хорошие новости заключаются в том, что согласно вот этим исследованиям, чем лучший вы писатель, тем более вероятно для вас впасть в творческий кризис. Чем больше вы знаете о вашем предмете, тем с большим напряжением вы в среднем проводите время.

Подумайте об этом... так как вы хороший писатель, у вас высоки стандарты к собственной работе. Для того чтобы ваша работа вас удовлетворила, вам требуется высочайший уровень качества. И не только вам: со стороны на вас тоже оказывают давление, требуя высокого качества. Если вы пишете кандидатскую диссертацию, ученый совет будет постоянно выдвигать сложные требования, вынуждающие вас предугадывать их. Если вы автор, на вас давят, требуя совершенства. И так далее.

Я имею в виду, что творческий кризис -- это следствие того, что вы фокусируетесь на результате непосредственно в процессе написания чего-либо.

Представьте себе, что вы разговариваете с кем-то. Когда вы обращаетесь к нему, разве будет хорошей идеей в это же время заниматься анализом или мысленно обращаться к началу разговора? Разумеется, нет. Гораздо лучше позволить разговору течь как ему заблагорассудится.

И ровно то же с процессом написания, ибо он есть просто личное общение в письменном виде.

Запомните это хорошенько и держитесь крепче за поручни. Потому что вот вам лекарство от творческого кризиса:

1. Перестаньте вешать лапшу себе на уши, думая, что вы заняты писательством, в то время как на самом деле вы им не заняты.

Большинство людей полагают, что писательство -- это целостный процесс, который происходит все время: когда вы прогуливаетесь, размышляя, пьете свой кофе или читаете книгу с целью подготовки к написанию.

Однако в действительности никто не может писать, когда он занят чем-то другим. Прогулка с целью проветрить мозги -- это не писательство. Вы пишете лишь тогда, когда пальцы ваши стучат по клавиатуре или сжимают ручку.

Вы не заняты писательством, когда готовите материалы -- только когда под вашим пером реально появляются слова и фразы.

2. Поймите, какие отвлекающие факторы вам мешают и изолируйте их.

Ответьте на вопрос:

Когда я перестаю писать, чем я начинаю заниматься вместо этого?

Быть может, вы перестаете писать, чтобы проверить почту, позвонить другу или найти еще материалов для работы? Тогда это ваши Отвлекающие Факторы (interruptors) , и вам следует изолировать их на будущее. Защитите себя от проверки почты (или что там у вас) до тех пор, пока не закончите писать.

Попробуйте и скажите, как это работает. Потому что давайте взглянем правде в глаза: ваша теперешняя практика, когда вы отвлекаетесь от написания, чтобы заняться чем-нибудь еще, -- не работает.

Кстати, не имеет значения, сколько материалов вы набрали и сколько перерывов на восстановление сил сделали в ходе работы. Ничто не приближает вас к концу проекта, кроме слов на бумаге, вышедших из-под вашего пера.

Но разве масса найденного в ходе подготовки материала, -- возможно, думаете вы, -- не облегчает процесс написания?

Ответ -- нет. На самом деле все наоборот. Чем больше материала вы находите, тем более высокую планку ставите себе, все более затрудняя собственно процесс написания.

Я видел множество студентов, настоящих "светлых голов", попавших в эту ловушку. Они делали свои проекты подобными диссертациям, тратя в буквальном смысле лишние годы, просто потому, что наготовили материалов сверх меры и прочли слишком много перед тем, как начать писать.

Никогда не стесняйтесь готовиться к написанию во время самого написания, потому что чем больше вы готовитесь писать, тем напряженнее становится этот процесс.

3. Перестаньте называть это "творческим кризисом".

Вы замечали, как само произнесение фразы "Мне грустно" повергает вас в уныние? Или (ближе к теме нашего сайта) фраза "Мне лень" вызывает чувство апатии? Эти фразы становятся самосбывающимися пророчествами.

Вдобавок этот ярлык, "творческий кризис", звучит так, как будто это какое-то испытание, которое невозможно преодолеть. Ведь как можно что-то сделать, если ты связан по рукам и ногам какой-то таинственной силой извне?

Итак, вместо того чтобы говорить "У меня творческий кризис", будьте более точны и говорите: "В настоящий момент мне лень выводить на бумаге слова". Сформулированная так проблема приемлема больше, нежели внешние препятствия.

4. Используйте шаблоны.

Пабло Пикассо известен фразой: "Плохие художники копируют. Хорошие художники воруют". Он имел в виду, что нет необходимости изобретать велосипед. Вместо этого следует выполнять работу по образцу того, что уже было сделано (хорошо сделано) раньше.

Например, если вы пишете статью о садоводстве, найдите похожие статьи и используйте их в качестве образца. Если вы пишете диссертацию, найдите другие успешно защищенные диссертации, они будут прекрасным образцом для подражания. И так далее.

Оригинал статьи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий