Поиск по этому блогу

среда, 27 января 2010 г.

Тарас Бульба был неправ... (рецензия на фильм "Аватар")

Кто, кто... турук-макто!
(из народного фольклора)


Обычно в художественных произведениях каждый человек видит то, что хочет увидеть. Фильм "Аватар" не исключение. Вот и я напишу о том, что увидел в нем сам.
Вопреки ожиданиям, сюжет в фильме оказался (жир в колбасе был). Не глубоко философский, конечно, но этого от развлекательного фильма и не требуется. А просто добротный, в духе фантастической повести 80-х (которая и была основой сценария), приправленной опытом двух позднейших десятилетий.

Начиная с середины фильма, меня неотступно преследовал образ гоголевского Тараса Бульбы. В самом деле, ситуация этически изоморфна. Герой "Аватара" Джейк совершил тот же самый поступок, за который Андрий был убит своим отцом Тарасом: побуждаемый любовью к женщине, перешел на сторону противника ("Отчизна есть то, чего ищет душа наша"). Только кэмероновскому Тарасу Бульбе -- полковнику "из клана солдафонов" Куоричу с лицом психически больного человека -- этот акт не удается. Несмотря на дьявольскую, ни перед чем не останавливающуюся волю к победе. Потому что здесь истина и справедливость -- на стороне Джейка-Андрия.

И это неспроста. В современном мире государство как общность национальная все больше и больше уступает общности идейно-корпоративной. Корпорации постепенно становятся сильнее государств. Это не хорошо и не плохо. Именно благодаря этому, как мне кажется, становится возможным в таком массово-кассовом блокбастере, как "Аватар", открытым текстом произносить речи, пусть и банальные, но явно нелояльные властям. Ведь то, что безымянная корпорация, заварившая всю эту кашу, отождествляется с правительством Соединенных Штатов -- это даже не намек. Достаточно посмотреть на главного руководителя, которого так и тянет назвать политиком -- настолько явную пародию на Джорджа Буша-младшего он собой представляет.

А теперь главное, о чем я хотел сказать, упоминая о своем видении фильма. Многие видят в нем противопоставление (пост)индустриальной цивилизации и цивилизации традиционного типа. (Или вообще цивилизации и культуры, для любителей Шпенглера). На мой взгляд, однако, линия водораздела здесь другая.

Дело в том, что цивилизация Пандоры, при всем уважении к фантазии авторов, -- цивилизация плоть от плоти человеческая. Путь, по которому она идет, при всей симпатии к душевной чистоте на'ви, -- тоже путь вполне человеческий. Пройдет время -- и у них неизбежно появятся свои политики, свои солдафоны и свои корпорации.

Различие не в этом. Не между людьми и инопланетянами. Помните, как отреагировал старый вождь на предупреждение Джейка? Он понял только, что тот предатель, которого следует убить на месте, и стал планировать "тактику кавалерийской атаки в условиях ядерной войны". Это пример линейного мышления. Полковник Куорич мыслит совершенно так же.

Так же мыслил и Джейк, когда был солдафоном. В мире военных по-другому мыслить не полагается -- иначе тебя раздавит бронированная махина, не ведающая ни справедливости, ни сострадания. Но вот Джейк попадает в мир ученых -- и происходит метаморфоза. К концу фильма он уже больше похож на неоперившегося линуксоида, чем на бывшего солдата морской пехоты -- как внешне, так и внутренне. Смена идентификации ожидаема, когда ты большую часть времени проводишь в другом теле и в другой жизни, и становится неизбежной, если и в первой жизни смог сравнить два образа мысли, два образа жизни.

Роковой ошибкой на'ви было закрытие школы, то есть отказ строить отношения с учеными. Женщина-ученый Грейс демонстрирует такую же открытость и гибкость мышления, как и женщина-шаман, верховная жрица Мо'ат. Она безусловный союзник народа планеты Пандора, умеет ценить и чужую культуру, и чужую жизнь. Но, видимо, "слишком далеки они от народа", эти ученые с их заполненным разумом. Для на'ви ближе оказывается простой парень Джейк, нетронутый разум, чистая душа...

Впрочем, с душой не все так гладко, как хотелось бы. Это в конце он осознает, что кроме джинсов и колы, не имеет за душой ничего, чем мог бы поделиться со своим новым народом. А во время инициации, в момент единения с этим самым народом будущий турук-макто еще не отказался от роли агента солдафонов. Что ж, психологически это более правдоподобно. К сожалению.

А в целом фильм мне понравился. Ладно скроенный и крепко сшитый из множества мелких лоскутков по лекалам старой доброй science-fiction. Именно старой и именно доброй. Так держать, матрос Кэмерон! Полный назад, в будущее!

Комментариев нет:

Отправить комментарий